Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

1. Выбор средств измерений и их применение

Выбор средств измерений при проверке точности деталей — один из важнейших этапов разработки технологических процессов технического контроля.

Основные принципы выбора средств измерений заключаются в следующем: точность средства измерений должна быть достаточно высокой по сравнению с заданной точностью выполнения измеряемого размера, а трудоемкость измерений и их стоимость должны быть возможно более низкими, обеспечивающими наиболее высокие производительность труда и экономичность.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Недостаточная точность измерений приводит к тому, что часть годной продукции бракуют (ошибка первого рода); в то же время по той же причине другую часть фактически негодной продукции принимают как годную (ошибка второго рода).

Излишняя точность измерений, как правило, бывает связана с чрезмерным повышением трудоемкости и стоимости контроля качества продукции, а следовательно, ведет к удорожанию ее производства.

При выборе измерительных средств и методов контроля изделий учитывают

  • допустимую погрешность измерительного прибора–инструмента;
  • цену деления шкалы;
  • порог чувствительности;
  • пределы измерения, массу, габаритные размеры, рабочую нагрузку и др.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Определяющим фактором является допускаемая погрешность измерительного средства, что вытекает из стандартизованного определения действительного размера как и размера, получаемого в результате измерения с допустимой погрешностью.

Самый простой способ выбора средств измерений основан на том, что точность средства измерений должна быть в несколько раз выше точности изготовления измеряемой детали. При контроле точности технологических процессов измерением точности размеров деталей рекомендуется применять средства измерений с ценой деления не более 1/6 допуска на изготовление.

Значение допустимой погрешности измерения зависит от допуска, который связан с номинальным размером и с квалитетом точности размера контролируемого изделия. Расчетные значения допустимой погрешности измерения в мкм приводятся в стандартных таблицах.

Рекомендуется, чтобы величины допустимых погрешностей измерения для квалитетов 2–9 составляли до 30%, для квалитета 10 и грубее — до 20% допуска на изготовление изделия.

2. Контрольно-измерительные инструменты

К инструментам с линейным нониусом относятся штангенциркуль, штангенрейсмас и штанген-глубиномер. Основой штангенинструмента является линейка — штанга с нанесенными на ней делениями; это – основная шкала. По штанге движется рамка с вырезом, на наклонной грани которого нанесена нониусная (вспомогательная) шкала.

Штангенциркуль (рис. 2) предназначен для измерения линейных размеров (диаметров, глубины, ширины, толщины и т.п.). На длине 9 мм рамки (нониуса), соответствующей 9 делениям штанги, нанесено 10 равных делений. Таким образом, каждое деление нониуса равно 0,9 мм.

Рис. 2. Методы измерения размеров штангенциркулем

Если поставить рамку так, чтобы шестой штрих нониуса стал против шестого штриха штанги, то зазор между губками будет равен 0,6 мм (рис. 3, А).

Рис. 3. Установка нониуса: А — на размер 0,6 мм; Б — на размер 7 мм; В — на размер 7,4 мм

Если нулевой штрих нониуса совпал с каким-либо штрихом на штанге, например с седьмым, то это деление и указывает действительный размер в миллиметрах, т.е. 7 мм (рис. 3, Б).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Если нулевой штрих нониуса не совпал ни с одним штрихом на штанге, то ближайший штрих на штанге слева от нулевого штриха нониуса показывает целое число миллиметров. Десятые доли миллиметра равны порядковой цифре штриха нониуса вправо, не считая нулевого, который точно совпал со штрихом штанги — основной шкалы (например 7,4 мм на рис. 3, В).

Кроме нониусов с величиной отсчета 0,1 мм применяются нониусы с величиной отсчета 0,05 и 0,02 мм.

Штангенрейсмасы предназначаются для точной разметки и измерения высот от плоских поверхностей.

Штангенрейсмас (рис. 4, а) состоит из основания 8, в котором жестко закреплена штанга 1 со шкалой; рамки 2 с нониусом 6 и стопорным винтом 3; устройства для микрометрической подачи 4, включающего в себя движок, винт, гайку и стопорный винт; сменных ножек для разметки 7 с острием и для измерения высот 9 с двумя измерительными поверхностями, нижней плоской и верхней в виде острого ребра шириной не более 0,2 мм (рис. 4, б); зажима 5 для закрепления ножек 7 и 9 и державки 10 на выступе рамки (рис. 4, в) для игл различной длины.

Рис 4. Штангенрейсмас

Шкала и нониус такие же, как и у других штангенинструментов.

Измерение или разметка штангенрейсмасом производится на разметочной плите. Перед измерением проверяется нулевая установка инструмента. Для этого рамку с ножкой опускают до соприкосновения с плитой или специальной базовой поверхностью (в зависимости от вида ножки). При таком положении нулевое деление нониуса должно совпасть с нулевым делением шкалы штанги.

После выверки штангенрейсмаса можно приступать к измерениям. При измерении высоты детали опускают вручную рамку с ножкой, немного не доводя ее до детали. Дальнейшее перемещение ножки до соприкосновения с деталью осуществляется с помощью гайки микрометрической подачи. Степень прижима ножки к детали определяется на ощупь. В установленном положении рамку закрепляют.

Предлагаем ознакомиться  Пастеризация банок с заготовками в духовке электрической

При разметке размер устанавливается по шкалам нониуса и штанги заранее. Риска на детали прочерчивается острым концом ножки при перемещении штангенрейсмаса по плите. При измерении с помощью игл (рис. 4, в) необходимо от показания штангенрейсмаса М вычесть величину m, которая соответствует такому положению рамки 2, когда острие иглы находится в одной плоскости с плоскостью основания .

Индикаторы часового типа. Вследствие небольшого предела измерений инструменты этой группы предназначаются главным образом для относительных (сравнительных) измерений путем определения отклонений от заданного размера. В сочетании со специальными приспособлениями эти приборы могут применяться и для непосредственных измерений.

При перемещении измерительного стержня на 1 мм стрелка индикатора делает полный оборот. Индикаторы, пределы измерения которых более 3 мм, имеют счетчик оборотов стрелки.

Практика измерений. Индикаторы часового типа применяют при измерениях радиального и осевого биения, отклонений от прямолинейности, отклонений положения одной детали относительно другой, при проверке взаимного расположения поверхностей и пр.

Рис. 5. Индикатор часового типа (а) и установка индикатора для измерения: б — на универсальном штативе; в — различные способы крепления индикаторной головки на штативе

При измерениях применяют универсальный штатив и другие приспособления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Индикатор, установленный в универсальном штативе (рис. 5, б), может занимать самые различные положения по отношению к проверяемому изделию. Конструктивное оформление универсальных штативов может быть различным, но принципиальная схема их остается одной и той же. Варианты приведены на рис. 5, в.

При любом измерении индикатором (абсолютном или относительном) его нужно установить в некоторое начальное положение. Для этого измерительный наконечник приводят в соприкосновение с поверхностью установочной меры (или столика). Индикатор подводят так, чтобы стрелка его сделала 1–2 оборота. Таким образом стержню индикатора дается натяг, чтобы в процессе измерения индикатор мог показать как отрицательные, так и положительные отклонения от начального положения или установочной меры.

Стрелка индикатора при этом устанавливается против какого-либо деления шкалы. Дальнейшие отсчеты следует вести от этого показания стрелки, как от начального. Чтобы облегчить отсчеты, начальное показание обычно приводят к нулю. Установка индикатора на нуль осуществляется поворотом циферблата за рифленый ободок.

При измерениях индикаторным нутромером его предварительно настраивают на измеряемый размер по микрометру, блоку плоскопараллельных концевых мер или калиброванному кольцу и после этого устанавливают на нуль.

Настроенный нутромер осторожно вводят в измеряемое отверстие и небольшими покачиваниями (рис. 6, а) определяют отклонение стрелки от нулевого положения. Это и будет отклонение измеряемого размера от того, на который был настроен. В тех случаях, когда измерительный стержень индикаторной головки не может коснуться измеряемой поверхности, прибегают к специальным рычажным приспособлениям, соединенным с корпусом индикатора. Устройство этих приспособлений ясно из рисунка (рис. 6, б).

Рис. 6. Индикаторный нутромер (а) и рычажные приспособления к индикатору (б), применяемые для измерений в труднодоступных местах

Микрометры для наружных измерений (рис. 7), микрометрические нутромеры и микрометрические глубиномеры относятся к микрометрическим инструментам.

Рис. 7. Микрометр для наружных измерений: 1 — пятка; 2 — микрометрический винт; 3 — стопорная гайка; 4 — втулка; 5 — барабан; 6 — трещотка; 7 — скоба

Отсчетное устройство микрометрических инструментов состоит из втулки 1 (рис. 8, а) и барабанчика 2. На втулке по обе стороны продольной линии нанесены две шкалы с делениями через 1 мм так, что верхняя шкала сдвинута по отношению к нижней на 0,5 мм.

На скошенном конце барабанчика имеется круговая шкала с 50 делениями. При вращении барабанчик перемещается вдоль втулки и за один оборот проходит путь, равный 0,5 мм. Следовательно, цена деления шкалы барабанчика равна 0,5:50=0,01 мм.

При измерениях целое число миллиметров отсчитывают по нижней шкале, половины миллиметров — по верхней шкале втулки, а сотые доли миллиметра — по шкале барабанчика. Число сотых долей миллиметра отсчитывают по делению шкалы барабанчика, совпадающему с продольной риской на втулке.

Примеры отсчета по шкалам микрометра приведены на рис. 8.

Рис. 8. Методика отсчета размеров по шкале микрометрического инструмента: а — 11,0 мм; б — 9,36 мм; в — 10,5 мм; г — 9,86 мм

Чтобы при измерении микрометром ограничить силу натяжения на измеряемую деталь и обеспечить постоянство этой силы, микрометр снабжается трещоткой.

Перед тем как прочесть показания микрометра, барабанчик закрепляют с помощью специального стопора.

Кроме обычных штангенциркулей и других инструментов с нониусной шкалой и шкалой часового типа применяют также и модели инструментов с электронными цифровыми индикаторами, которые выводят на экран в цифровом виде показания значений произведенного измерения.

При эксплуатации измерительных приборов следует помнить, что измерительные поверхности у наконечников должны быть чистыми, а измеряемые поверхности деталей должны быть чистыми и их температура не должна отличаться от температуры измерительных приборов. Недопустимо измерять горячие детали точными измерительными приборами.

При кратковременном и длительном хранении измерительный инструмент протирают мягкой ветошью с авиабензином и смазывают тонким слоем технического вазелина. Измеряющие поверхности наконечников отделяют друг от друга, а стопоры ослабляют. При длительном хранении инструменты обертывают промасленной бумагой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Предлагаем ознакомиться  Слива домашняя: описание сортов, дерева, плодов, фото

Перед тем как приступить к измерениям рекомендуют проверить нуль показаний средств измерения. Для этого предварительно настраивают показания шкалы инструмента на измеряемый размер по мерным плиткам (плоскопараллельным концевым мерам) или по калиброванному кольцу или валику и таким образом определяют положение нуля при измерениях.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Щупы служат для определения величины зазоров с точностью 0,01 мм (рис. 9).

Рис. 9. Набор щупов

Щупы изготовляются 1-го и 2-го классов точности с толщиной пластин от 0,03 до 1 мм и с интервалом 0,01 мм или больше, в зависимости от номера набора.

Поверочные плиты (рис. 10) являются основными средствами проверки плоскостности поверхности детали методом на краску. Плиты изготовляют из чугуна размерами от 100х200 до 1000х1500 мм.

На поверхности плит не должно быть коррозийных пятен или раковин.

Поверочные плиты служат не только для контроля плоскостности. Их широко используют в качестве базы для различных контрольных операций с применением универсальных средств измерений (рейсмусов, индикаторных стоек и др.)

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Предмет
: технология.

Тема урока
: «Изготовление деталей цилиндрической формы вручную»

Класс:
6

УМК: учебник В.Д. Симоненко «Технология 6кл.»

Обеспечение усвоения учащимися приемов изготовления деталей цилиндрической формы вручную

Сформулировать у учащихся знания о графическом изображении деталей;

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Научить правильному изготовлению цилиндрических деталей;

Воспитывать конструктивность и вариативность мышления.

Тип урока
: комбинированный

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Методы обучения:
словесный, наглядный, практический, деловая игра.

Наглядные пособия:
образцы цилиндрических деталей, изготовленных с использованием ручных столярных инструментов ручка для молотка, топора, кувалды).

Инструменты и оборудование:
столярный верстак, линейка, карандаш, рейсмус, рашпиль, ножовка, шлифовальная шкурка, технологическая карта изготовления черенка лопаты, компьютер.

Оформление доски:
тема урока, новые слова (восьмигранник, шлифование, кронциркуль), задание на дом.

Объект труда:
черенок для детской лопаты.

ТСО
: мультимедиа

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Учитель
. Что такое шиповое ступенчатое соединение?

Какие виды ступенчатого соединения существуют?

Ученик
. Изготовлений многих деталей из древесины бруски соединяют между собой. Самым простым является соединение в половину бруска (вполдерева), ступенчатое. Бруски соединяются врезанными на половину участками. Соединение может быть по длине, под прямым или другим углом.

Учитель
. Как правильно разметить и выполнить соединение?

Ученик:
Первым этапом является разметка, сначала размечают базовую линию длинны заготовки. Далее размечают, толщину вырезаемых участков, применяя для этого рейсмус. После этого размечают длину вырезаемых участков. После разметки приступают к пилению. Сначала делают пропил вдоль волокон, а потом пропил поперек волокон, для удаления части заготовки.

Учитель
. Что применяется для сборки соединения?

Ученик.
Для того чтобы зафиксировать соединение применяют клей, можно воспользоваться гвоздями, шурупами. Более надежным получается соединение на нагеле. Нагель- это деревянный цилиндрический стержень диаметром 6-10 мм. Нагель устанавливается на клей в просверленное через соединение отверстие. Выступающие концы нагеля срезают и выравнивают наждачной бумагой. Соединение упрочнятся при применении двух нагелей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Учитель.
Где применяется ступенчатое соединение?

Ученик
. Ступенчатое соединение нашло очень широкое применение из-за простоты соединения. С помощью такого соединения можно собрать рамки, подставки: для цветов, стендов, плакатов, новогодней елки.

III. Поисково-исследовательский этап.

3. Сообщение цели и темы урока.

Учитель.
Какое время года у нас приближается?

Ученик
: Зима.

Учитель
. Какие ассоциации у вас появляются со словом «Зима»?

Ученик
. Новый год, мороз, метель, горка, снег.

Учитель.
Какие ассоциации вызывает слово «Снег»?

Ученик.
Снежки, снежные фигуры, уборка снега.

Учитель
. Для уборки снега используют лопату. Какая деталь лопаты имеет округлую форму?

Ученик
. Ручка лопаты.

Учитель
. А как вы, думаете какая тема нашего урока?

Ученик.
Изготовление цилиндрических деталей.

Учитель.
Совершенно верно. Тема нашего урока «Изготовление деталей цилиндрической формы вручную ».

Мы с вами изготовим деталь «ручка детской лопаты», она называется черенок.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Из древесины каких пород изготавливают черенок и поему?

Ученик.
Из древесины твердых пород, так как изделие будет прочным.

Учитель
. Давайте откроем учебники на стр. 32 и прочитаем параграф.

(Один читает вслух, остальные следят).

Учитель.
Какова последовательность изготовления изделия из древесины. И составим, сами маршрутную карту рассматривая рисунок 21 на стр. 32, а эту карту запишем в тетрадь.

Откроем, тетради запишем число и тему урока.

Учитель
. С чего мы начинаем изготовление детали округлой формы?

Ученик.
Берется заготовка квадратного сечения. Как правило, бруски сторона
квадрата должна быть примерно на1-2
мм
больше диаметра изготовляемой детали, а длина бруска на 20
мм
больше длины требуемой детали.

Предлагаем ознакомиться  ТОП-17 эфирных масел в терапии насморка

Учитель
. Да, это и будет первым этапом. Давайте запишем.

  1. Подобрать брусок квадратного сечения.

Учитель.
Что же мы с вами будем делать на втором этапе?

Ученик.
Для того чтобы из заготовки квадратного сечения сделать цилиндрическую, необходимо на торцах заготовки пересечением диагоналей найти центр и циркулем вписать круг радиусом 0,5 деаметра. (рис. 4).

(Слайд)

2. Разметить диагонали на торцах, начертить окружность.

Учитель.
Нашим третьим шагом будет?

Ученик.
Касательно к окружности с каждого торца с помощью линеек проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейсмусом линии
сострагиваемых гране
по боковым сторонам заготовки.

Учитель.
Технологическую операцию по разметке боковых граней осуществить рейсмусом, главное правильно установить его на размер 2/7 Диаметра.

Здорово, запишем!

3. Рейсмусом разметим грани.

Учитель.
Какими столярными инструментами можно выполнять разметку боковых граней, если нет рейсмуса?

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Ученик
. Линейкой. Но это будет очень долго.

Учитель.
Четвертое наше действие?

Ученик.
Крепят заготовку на крышке верстака между клиньями и строгают до линии разметки рубанком, придавая заготовке восьмигранную форму, не выходящую за пределы разметки, выполненной на торцах детали.

Учитель.
Проще сказать получаем восьмигранник.

В нашей мастерской лучше будет закрепить заготовку в зажиме верстака.

4. Сострогать ребра до получения восьмигранника.

Учитель
. Пятым этапом мы будем делать, что?

Ученик.
5 – прострагиваем ребра до получения 16-тигранника.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Учитель
. И это запишем!

Шестым шагом будет?

Ученик
. 6шаг – обработка до круглой формы напильником.

Учитель
. Записываем!

Седьмым этапом будет?

Ученик.
Окончательно обрабатывают цилиндрическую поверхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки надёжно закрепляют в зажиме верстака, а другой шлифуют по касательной окружности вдоль и поперек.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Учитель
. Иногда заготовку обвёртывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают её и перемещают вдоль своей оси вращения. Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.

7. Зачистить изделие шлифовальной шкуркой. Сделайте соответствующую запись в тетрадь.

Учитель.
Каким инструментом можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик
. Кронциркулем.

Он состоит из двух дугообразных ножек, скреплённых посередине фиксирующим винтом похож на обыкновенный циркуль.

Учитель.
Каким инструментом, кроме кронциркуля, можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик.
Штангенциркулем.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Учитель
. Для того чтобы изготовить деталь цилиндрической формы из бруска квадратного сечения с использование ручного инструмента, нами составлена маршрутная карта. В этой карте отображают последовательность всех технологических операций, начиная
от выбора заготовки до готового изделия.
(Приложение 1).

Каким инструментом мы с вами будем работать?

Ученик.
Рубанок, рейсмус, циркуль, шлифовальной шкуркой, штангенциркуль и напильником.

Учитель
. Вспомним правила техники безопасности.

Правила безопасности.

  1. При строгании надёжно закрепляй заготовку в клиньях верстака или в зажиме.
  2. Пальцы руки, обхватывающей колодку рубанка, не прилагай близко
    к подошве рубанка.
  3. Класть рубанок в лоток острием повернутым от себя.
  4. При шлифовании детали надёжно удерживай шлифовальную шкурку или колодку.
  5. Кронциркуль или штангенциркуль при работе не держи в карманах халата.
  6. Класть циркуль на верстак острием от себя.
  7. Не захватывать пальцами носок напильника.
  8. Не сдувать опилки, а сметать их щеткой.

IV. Практический этап.

Практическая работа «Черенок для детской лопаты».

1.
Вводный инструктаж

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: столярный верстак;

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

инструменты –
рейсмус, карандаш, линейка, рашпиль, кронциркуль, пила, рубанок, наждачная бумага, наждачная колодка;

материалы
– заготовка из древесины квадратного сечения твёрдой породы древа (бук, дуб, ясень, клён, берёза).

Для каких целей предназначено это изделие?

Какую породу древесины целесообразно для этого изделия использовать?

От чего зависит форма и длина изделия?

Учитель выясняет, нет ли среди учащихся желающих предложить форму и размер изделия. Все предложения учитываются. Выбирается лучшая идея.

Инструмент для измерения диаметра заготовки цилиндрической формы. Изготовление деталей цилиндрической формы

Учитель.
Внимательно рассмотрите маршрутную карту
(Приложение 1)
и чертёж изделия «Черенок для лопатки».

Ученики получают заготовки, инструменты и приступают к изготовлению изделия.

(Учитель осуществляет контроль, индивидуальная работа.

V.Рефлексивно – оценочный этап.

Учитель
. Рассмотрим возможные ошибки и их причины.

Возможные ошибки и их причины:

  1. Деталь при обработке получается с переменным диаметром по всей длине. (При обработке детали режущим инструментом был допущен выход за пределы границ разметки).
  • Контроль выполнения работы шерхебелем, рубанком, рашпилем.

При строгании происходят сколы древесного материала в плоскости обработки. (Строгание против волокон древесины или в кости сучков).

  • Уменьшить выход режущей кромки шерхебеля или рубанка; повернуть заготовку на 180°.
  1. Перекос торца детали при отпиливании ножовкой. (Плохое закрепление детали; не использование при пилении стусла).

Выполнить разметку по всей окружности детали. Контролировать процесс пиления.

Закрепление изученного материала

Учитель
. Попрошу выполнить тест.

Тест. «Изготовление цилиндрических деталей)

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

1. Какой инструмент необходим для разметки цилиндрической детали?

а) угольник, рейсмус, линейка;

Загрузка ...
Adblock detector